Главная

Словарь логиста: П


|А |Б |В |Г |Д |Е |Ж |З |И |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Э |Ю |Я |

ПАРК ЛОКОМОТИВОВ (locomotive fleet) - Различают П.л. инвентарный и эксплуатируемый. П.л. инвентарный - кол-во локомотивов, принадлежащих МПС. По назначению делятся на поездные (грузовые и пассажирские) и маневровые; по конструктивному устройству и типу двигателя - на электровозы, которые по роду питания делятся на постоянного, переменного тока и двойного питания, тепловозы и паровозы. П.л. инвентарный определяется по состоянию на момент и выражается числом локомотивов по их типам. Показатель используется при характеристике техн. вооруженности железных дорог, а также для определения фактического наличия локомотивов на дороге. П.л. эксплуатируемый - кол-во локомотивов, непосредственно занятых перевозками, а также на пр. работе продолжительностью до 24 ч.



ПАРК ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (rolling stock) - кол-во тех или иных видов подвижного состава в физических ед., находящихся на балансе трансп. пр-тий (на дату или в среднем за период). Среднесуточное наличие за период определяется как простая арифметическая делением величины П.п.с. в пр-тиях за период на число календарных дней в периоде. П. автомобилей дается в группировке по типам: грузовые, легковые, автобусы, спец. назначения с подразделением по виду используемого топлива (бензиновые, дизельные, на сжиженном газе) и по маркам, а также техн. состоянию (исправные, неисправные). П.а., кроме того, характеризуется по грузоподъемности и грузовместимости. П. вагонов грузовых инвентарный - кол-во вагонов парка МПС, приписанных и находящихся на балансе железной дороги. Учитывается на первое число каждого года с распределением по роду, осности, году постройки, техническим характеристикам. П. вагонов грузовых наличный - ежесуточное, по состоянию на конец отчетных суток наличие вагонов в каждом подразделении (станция, отделение, железная дорога, сеть). За декаду, месяц и др. периоды парк определяется как среднесуточная величина. Учет ведется двумя способами параллельно: балансовым и постанционным (см. Баланс парка грузовых вагонов) с разделением на парк в распоряжении дороги и вне её распоряжения (в аренде, на новостройках, рабочий парк, нерабочий парк). П. вагонов пассажирских: вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров в местном и пригородном сообщении (см. Сообщения виды), обращаются преимущественно в пределах дороги приписки, а вагоны, курсирующие в поездах прямого сообщения, в пути следования также обслуживаются работниками депо приписки, которые несут ответственность за техн. состояние вагонов. Различают парк, находящийся в Распоряжении дороги и вне ее распоряжения (в запасе МПС, в спец. формированиях МПС, в аренде). Парк, находящийся в распоряжении дороги, группируют на рабочий парк (в пассажирских и неграфиковых поездах, ожидании постановки в поезда) и нерабочий парк (неисправные, для спец. надобностей, занятые жильем и служебными помещениями, пр.).



ПАРК СУДОВ (vessel fleet) - различают П.с. морских и речных. П.с. морских классифицируют по характеру перевозок - пассажирские, грузо-пассажирские и грузовые (сухогрузные, наливные); по назначению - трансп., служебно-вспомогательные, портовые и технические; по наличию двигателя - самоходные и несамоходные; по виду двигателя - пароходы, теплоходы, дизель-электроходы, с турбинными двигателями; по материалу корпуса - металлические, деревянные, железобетонные, композитные и др. И.с. речных подразделяют: по назначению - на трансп., техн. и вспомогательные; по составу перевозок - на пассажирские, грузопассажирские и грузовые (сухогрузные и наливные); по способу движения - на самоходные и несамоходные (передвигающиеся при помощи др. судов); по гидрометеорологическим условиям р-на плавания - на суда плавания "река - море", суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания и для озеровидных бьефов крупных рек, суда для плавания на магистральных реках и больших притоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек; по дальности перевозки и приписки - на местные (пригородные и внутригородские) и транзитные; по материалу корпуса - на металлические (сварные и клепаные), деревянные, композитные (деревянные в композиции с металлом) и железобетонные.



ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ (ППП) (application package) - система программ для ЭВМ, предназначенная для решения задач в определенной области. На рынке имеется большое кол-во ППП, предназначенных для решения задач в логистических системах: управления перевозками, контроля за состоянием запасов, управления складами и т.д.



ПАРОХОДСТВО (steamship line) - трансп. ор-ция, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов по водным путям. В ее ведении находятся флот, порты-пристани и судоремонтные пр-тия. П. несет ответственность перед грузоотправителями и грузополучателями за своевременную доставку и сохранность грузов.



ПЕНЯ (penalty) - вид неустойки, применяемый в случае просрочки договорных обязательств. Как правило, П. взыскивается в % к сумме просроченных обязательств за каждый день просрочки. Период начисления П. может быть ограничен определенным сроком, по истечении которого взыскивается разовый штраф. Использование П. предусмотрено в некоторых случаях нарушения договора поставки, при задержке поставщиком распоряжения об использовании продукции, принятой на ответственное хранение, и т.д.



ПЕРЕАДРЕСОВКА (diversion) - изменение места назначения принятого к перевозке или находящегося в процессе транспортировки груза. Порядок переадресовки определяется уставами, правилами перевозки и др. нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования. См. также Реконсигнация.



ПЕРЕВЕЗЕНО ГРУЗОВ (freights carried index) - показатель ст-ки перевозок грузов', отражает кол-во грузов в тоннах, перевезенных в отчетном периоде пр-тием транспорта общего пользования. Расчет показателя П.г. для разл. видов транспорта имеет свои особенности. Для пароходства этот показатель рассчитывается как сумма грузов чистого отправления и грузов входных, принятых им для продолжения перевозки. На железных дорогах этот показатель определяется по-разному. Напр., для некоторых дорог объем перевозок нельзя определить только показателями "Отправлено грузов" или "Прибыло грузов" (не учитываются транзитные перевозки); поэтому в данном случае показатель П.г. рассчитывается как сумма грузов, отправленных дорогой и принятых ею от соседних дорог (назначением на данную или другую дорогу). Показатель П.г. может быть определен и по конечному моменту учета перевозок, в данном случае он равен сумме грузов, прибывших на данную дорогу и сданных ею на соседние дороги такой же ширины колеи под разгрузку или для дальнейшей перевозки.



ПЕРЕВОЗКА ПАКЕТНАЯ (unitized loads transportation) - транспортирование грузов, сформированных из отдельных мест в таре (ящиках, мешках, бочках и др.) или без тары (доски, шпалы, трубы, тарная дощечка и др.), скрепленных между собой с помощью универсальных или спец. пакетирующих средств на поддонах или без них. Средства крепления фузов в пакеты должны иметь пломбы с наименованиями грузоотправителя, контрольные ленты и т.д. См. также Маркировка.



ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ (nonoptimal transportation) - перевозки, которые увеличивают затраты труда и средств по сравнению с затратами рациональной орг-ции транспортировки. К ним относятся: встречные, чрезмерно дальние, излишние, кружные. Встречными называются перевозки, когда на одном и том же транспорте или др. видах транспорта однородная продукция перевозится п противоположном направлении. Такие перевозки могут быть явно встречными - грузы одновременно перевозятся в противоположных (встречных) направлениях по одному и тому же участку пути; скрыто встречными - однородные фузы перевозятся в противоположных направлениях по разным участкам пути. Чрезмерно дальние - перевозки, при которых продукция завозится в пункты назначения из отдаленных районов, хотя имеется возможность завоза из близко расположенных пунктов. Излишними - перевозки грузов в пункт назначения, где однородная продукция производится в достаточном кол-ве. Повторными - перевозки, когда груз от грузоотправителя следует не прямо к потребителю, а завозится на промежуточную базу, а с базы или склада поступает на тот же вид транспорта для перевозки в транзитных кол-вах на другие базы или непосредственным потребителям. Кружными - перевозки, осуществляемые не по кратчайшим расстояниям. Нерациональные перевозки приводят к излишним издержкам трансп., дополнительной зафузке трансп. путей и т.д.



ПЕРЕВОЗКИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ (general haulage; trucking) - перевозки, при которых пр-тие автомобильного транспорта общего пользования обеспечивает доставку грузов (с транспортно-экспедиторским обслуживанием) от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от всех грузоотправителей, а также перевозки автотранспортом общего пользования по завозу (вывозу) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани), аэропорты и регулярные междугородные перевозки. См. также Централизованная доставка



ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (shipping documentation, documents of carriage) - основные документы первичного учета по перевозке грузов. На ж.-д. и водном транспорте - это накладная, дорожная ведомость, передаточная ведомость по грузам прямого ж.-д.-водного сообщения, передаточная ведомость по грузам прямого междунар. сообщения, вагонный лист, погрузочный ордер, багажная квитан-ц. л, сдаточная ведомость, путевой журнал, акт погрузки (выгрузки) сырья и коносамент; на автомобильном транспорте - путевой лист грузового автомобиля, товарно-трансп. накладная. Накладная - составляется грузоотправителем на каждую отправку груза. В ней указываются: станция отправления и назначения, грузоотправитель и грузополучатель, род и масса груза, провозная плата и др. реквизиты. Дорожная ведомость - состоит из трех частей: собственно дорожной ведомости, копии ее (корешок дорожной ведомости) и квитанции в приеме груза к перевозке. Корешок остается на станции отправления, квитанция выдается отправителю с целью удостоверения факта приема от него грузов для перевозки и получения с него провозных платежей, а дорожная ведомость следует вместе с грузом до станции назначения. Содержит все показатели накладной. Па оборотной стороне ведомости предусмотрена отметка о пунктах перехода груза с одной дороги на другую. Корешок дорожной ведомости используется для учета погрузки и перевозок грузов по моменту отправления, а дорожная ведомость - по моменту прибытия, а также для учета продукции транспорта. Дорожная ведомость прямого смешанного ж.-д.-водного сообщения состоит из пяти частей. Передаточная ведомость по грузам прямого ж.-д. сообщения (двусторонний документ) по каждой передаваемой отправке содержит название и массу груза, пункты отправления и назначения и др. Передаточная ведомость по грузам прямого междунар. сообщения содержит основные данные по каждой передаваемой отправке (названия, массы груза, станции отправления и назначения и др.), двусторонний документ; подписывается представителями дорог передающей и принимающей стран. Вагонный лист содержит техн. характеристику вагона и данные о роде и кол-ве загруженного в него груза, сопровождает груженый вагон на всем пути следования. Квитанция грузовая удостоверяет принятие груза железной дорогой или внутренним водным транспортом к перевозке; в случае утраты или повреждения груза является основанием для предъявления претензии или иска. Погрузочный ордер составляется при перевозках в каботажном сообщении транспортно-экспедиционной конторой порта на каждую партию отправляемого груза. Багажная квитанция составляется при оформлении перевозок багажа и грузобагажа. Состоит из трех частей: выдаваемой отправителю багажной квитанции, следующей с багажом багажной дорожной ведомости, остающегося в пункте отправления корешка. Сдаточная ведомость составляется на грузы, багаж и грузобагаж портами (пристанями) при передаче груза на судно. Акт погрузки (выгрузки) составляется портом (пристанью) совместно с отправителем (грузополучателем). Указываются название и номер самоходного (несамоходного) судна, мощность (грузоподъемность), принадлежность, порт (пристань) прибытия (отправления), время прибытия (отправления), начало (конец) погрузочно-разгрузочных работ, кол-во и наименование груза (мест), средства погрузки (выгрузки), способ определения массы, основные размеры судна, необходимые для расчета массы груза, замеры осадки судна (в см) до и после погрузки (выгрузки), время простоя судна (фактически), сумма штрафа и др. Коносамент - основной документ для учета перевозок морским и речным транспортом при перевозках в судах типа "река - море". Выдается перевозчиком в подтверждение приема груза к перевозке и обязывающий его передать груз в порту назначения грузополучателю. Относится к категории товарораспорядительных документов, т.е. таких, отчуждение которых влечет за собой отчуждение самого товара. Содержит важнейшие условия договора перевозки. См. также Коносамент застрахованный, чистый, сквозной. В журнал путевой речного судна капитаном судна вносятся все данные об эксплуатации судна: время отправления и проследования портов (пристаней), время прибытия и выполненные работы в портах, наименование и кол-во грузов погруженных или выгруженных по каждому порту и др. данные, отражающие работу судна. Ведется с момента приема судна в эксплуатацию до момента вывода из эксплуатации для постановки судна на зимний отстой или ремонт. Записи в нем должны соответствовать данным актов погрузки, выгрузки, ремонта, сдаточных ведомостей и др. учетным документам. Путевой лист грузового автомобиля - основной первичный документ учета работы грузового автомобиля и водителя; выдается водителю ежедневно при выходе грузового автомобиля на линию. Товарно-трансп. накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом; составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-трансп. накладными, составляемыми трансп. пр-тиями. Грузовая накладная - документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Составляется на 4 бланках: накладная отправителя, грузовая накладная (состоит из собственно накладной и отрывного талона грузовой накладной, после выдачи доставленного груза грузополучателю сдается в бухгалтерию авиапр-тия); корешок грузовой накладной (остается в аэропорту отправления и сдается в бухгалтерию авиапр-тия); квитанция о приеме груза (подтверждает прием перевозчиком груза на условиях, перечисленных в накладной отправителя). Все перечисленные выше бланки грузовой накладной, кроме первого, имеют одинаковый номер и серию, которые вписываются в бланк накладной отправителя. При междунар. перевозках применяется ряд других П.д., в частности авиагрузовая накладная, манифест, погрузочный ордер.



ПЕРЕВОЗЧИК (carrier) - юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду трансп. средства для транспортирования грузов, пассажиров и др., действующее на основании соответствующих нормативных и др. актов (см., напр., Гаагские правила) или имеющее на такую деятельность соответствующее разрешение. Услуги перевозчика могут предоставляться в рамках договора перевозки или на других условиях, предусматривающих права, обязанности и ответственность сторон (перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и др.), и оформляются в необходимых случаях перевозочными документами (см. также Акт коммерческий, Претензионно-исковая работа). Прибыль перевозчика образуется как часть дохода от реализации продукции транспорта, формируемого в свою очередь в виде цены на эту продукцию (см. Тарифы), оплачиваемой на разл. условиях (см. Базисные условия поставки, Франко). Законодательством ряда стран предусмотрено залоговое право перевозчика на переданные ему для перевозки грузы в обеспечение провозных и др. платежей. В США перевозчиком считается фирма (пр-тие) транспорта общего пользования, принимающая разл. грузы от практически неограниченного круга грузоотправителей по твердым тарифам; специализированное пр-тие транспорта общего пользования (for hire carrier; contract carrier), осуществляющее перевозки грузов определенного вида, и/или на определенной территории, и/или обслуживающее ограниченный круг потребителей (оплата перевозки как по твердым, так и по договорным тарифам); иные юридические или физические лица (private carrier) при наличии у них специального разрешения (деятельность последней группы перевозчиков законодательством регулируется только в вопросах безопасности перевозки и страхования', применение твердых тарифов не предусмотрено). При выборе перевозчика могут использоваться разл. критерии, важнейшими из которых являются качество обслуживания и цена. Качество обслуживания является комплексным критерием и может определяться, так же и при выборе и оценивании поставщика, с помощью методов операций исследования. См. также Эффективность логистической системы.



ПЕРЕПИСЬ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ (freight cars and containers accounting) - единовременная регистрация вагонов или контейнеров на всей сети железных дорог, новостройках, подъездных путях пр-тий. П.в.и к. проводится, как правило, в мае по определенной программе, предусматривающей станцию и дорогу переписи, номер вагона (контейнера), его род, грузоподъемность, время постройки или капитального ремонта и др. путем сплошной проверки. П. к. проводится одновременно на ж.-д., морском и речном транспорте.



ПОГРУЗКА (loading) - 1) показатель, характеризующий объем грузов, загруженных в трансп. средства на ж.-д. транспорте - в вагоны рабочего парка. Измеряется числом погруженных физических вагонов и тонн. Один из основных показателей грузовой работы железных дорог. Учет П. ведется ежесуточно отдельно по колее широкой (1520 мм), сахалинской (1067 мм), западно-европейской (1435 мм), узкой (1000 мм и менее). За период, превышающий суточный, П. в отчетности и при анализе обычно приводится в среднесуточном выражении. В П. не включаются вагоны, занятые при сортировке мелких отправок и контейнеров, если масса транзитных отправок, загруженных в вагон, вместе с отправками собственного приема станции превышает 50 %; вагоны, занятые при перегрузке по неисправностям и в некоторых др. случаях, когда занятие вагона не связано с появлением нового груза на эксплуатируемой сети железных дорог. Поэтому наряду с показателем П. исчисляется показатель "Занято вагонов"; 2) логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортном средстве.



ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР (shipping order) - первичный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приемки на судно. П.о. выписывается в нескольких экземплярах и содержит след, сведения: наименование, род и кол-во груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование грузоотправителя и грузополучателя; наименование портов отправления и назначения; название судна; дату составления П.о. При погрузке на палубу П.о. должен содержать оговорку о согласии на это грузополучателя. Судну вручается два экземпляра П.о., на одном из которых после погрузки груза расписывается представитель судовой администрации. Этот экземпляр П.о. является так называемой штурманской распиской и служит основанием для выписки коносамента (см. Перевозочные документы).



ПОДДОН (pallet) - горизонтальная площадка мин. высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки, вилочного погрузчика и др., используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки и перевозки грузов.



ПОЗИЦИЯ СУДНА (position of vessel) - указываемый в чартере период времени, в течение которого судно должно быть подано под погрузку. Обычно позиция обусловливается двумя датами - начальной (см. Лейдейс) и конечной (см. Канцелинг).



ПОКАЗАТЕЛИ ПОСТАВОК (producer goods delivery indices) - показатели, характеризующие объем, структуру, ритмичность (равномерность) поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывается путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции рассчитывается путем сопоставления фактического объема поставленной продукции в соответствии с предусмотренным в договорах ассортиментом. Аналогично рассчитывается показатель выполнения обязательств по поставкам с учетом сроков.



ПОЛИС (policy) - документ, выдаваемый страхователю страховщиком в Удостоверение заключения договора страхования, содержащий его условия. При морском страховании П. обычно содержит след, данные: наименование сторон в договоре, а также лиц, уполномоченных на получение страхового возмещения', характеристику страхуемого имущества с указанием его стоимости, а по грузам - и способа перевозки (в трюме, на палубе); пункты отправления, назначения и захода судна; условия страхования; размер страховой суммы и страховой премии. В морском страховании различают рейсовые и генеральные П. Рейсовым П. ответственность страховщика определяется продолжительностью одного рейса судна от порта погрузки до порта назначения. По генеральным П., применяемым обычно при страховании грузов, страховщик принимает на себя ответственность за убытки по застрахованным грузам, отправляемым или получаемым страхователем в течение определенного периода времени. В генеральном П. обязательно указывается срок его действия, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и ряд др. спец. условий. Оценка застрахованного имущества может быть установлена заранее и окончательно согласована между страховщиком и страхователем при оформлении П. Такой П. называется таксированным. П., в котором опека застрахованного имущества не носит окончательного характера, а при гибели полной имущества устанавливается документально, носит название нетаксированного.



ПОЛНЫЙ ГРУЗ (full and complete cargo) - условие чартера, согласно которому фрахтователь обязан предъявить для погрузки столько груза, сколько заказано капитаном в пределах чартерного марджина. Нарушение этого условия и обусловленный им недогруз судна дают судовладельцу право на получение мертвого фрахта за разницу между полным и фактически погруженным грузом. С др. стороны, при отказе судна от принятия полного груза, заявленного капитаном, фрахтователь вправе требовать от судовладельца возмещения доказанных убытков (расходы по подвозу и отвозу груза от причала, издержки хранения, разница в сумме фрахта по текущему чартеру и по тому, по которому будет отправлена недогруженная часть, и т.п.).



ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ (backlog of unfilled orders) - 1) совокупность заказов, имеющихся на определенную дату; рассчитывается на уровне отдельной фирмы, нар. хоз-ва в целом и др. Объем П.з. зависит от общеэкономической ситуации, уровня загрузки производственных мощностей и др. Напр., при снижении уровня загрузки производственных мощностей сроки выполнения заказов (см. также Логистический цикл) сокращаются. Объем П.з. - один из важнейших показателей рыночной экономики. В США этот показатель регулярно рассчитывается Министерством торговли и публикуется в соответствующем бюллетене;
2) план ассортиментной поставки продукции по видам. Составляется на основе актов на поставку продукции с учетом спроса потребителей, производственных возможностей изготовителей. Создает основу для заключения договоров поставки продукции.



ПОСТАВКА (delivery) - продажа продукции оптовым покупателям: торговым пр-тиям - для последующей продажи; пром. орг-циям и пр-тиям - для переработки и потребления производственного', орг-циям, пр-тиям сферы нематериальных услуг - для внерыночного потребления (см. Товарооборот). П. может быть транзитной, когда товар минует оптовое звено, и складской, когда товар поступает на оптовую базу и лишь затем в магазин. В транзите выделяется поставка с участием в расчетах (организуемый транзит), когда все расчеты с поставщиком принимает на себя оптовая торговля, и без участия в расчетах, когда расчеты возлагаются на розничную торговлю. По признаку конечного использования выделяют три товарных фонда: рыночный фонд - поставка товаров в розничную торговлю; фонд пром. переработки - поставка товаров пром. пр-тиям для переработки их в другие изделия народного потребления; внерыночный фонд - поставка товаров пром. потребителям, использующим эти товары в качестве материалов вспомогательных, поставка в фонд снабжения армии и военизированных организаций и т.д.



ПОСТАВЩИК (supplier; vendor) - юридическое лицо, обеспечивающее к.-л. товарами др. юридическое лицо на определенных условиях (см. Базисные условия поставки, Договор поставки. Условия поставки). Поставщиком может быть изготовитель продукции или посредник, получающий продукцию от изготовителя или ДР- посредника (см. Логистическая система прямая. Логистическая система эшелонированная). Потребитель по каждому виду сырья, комплектующих изделий и др. может пользоваться услугами одного поставщика (см. Поставщик основной) или нескольких поставщиков (см. Поставщик-дублер). См. также Выбор и оценивание поставщика



ПОТЕРИ ОТ ДЕФИЦИТА (shortage costs; stockout costs; backorder costs) - убытки, которые несет поставщик (пр-тие-изготовитель или посредник) и/или пр-тие-потребитель из-за недопоставки или срыва поставки. Убытки поставщика могут выражаться суммой штрафа за недопоставку (если отсутствуют обстоятельства, освобождающие поставщика от ответственности (см. Форс-мажор), разницей между стоимостью обычной и экстренной доставки продукции потребителю и т.д. Убытки пр-тия-потребителя выражаются в простое произ-ва, неэкономичной замене материалов и т.д. Кроме того, потери, которые несет потребитель, могут также заключаться в ухудшении его имиджа, потери части клиентов и т.п. По этой причине часто используется показатель качества обслуживания (см. Эффективность логистической системы). См. также Дефицит материальных ресурсов, Претензионно-исковая работа.



ПОТРЕБИТЕЛЬ (consumer; customer) - физическое или юридическое лицо, использующее товары и изделия народного потребления, услуги, продукцию транспорта, продукцию произвопственно-техн. назначения, научи.-техн. продукцию и др. для удовлетворения личных нужд или для изготовления др. товаров, оказании др. услуг и т.д. (см. Потребление производственное). В рыночной экономике в интересах потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, действуют поставщики, посредники и перевозчики', требования рынка в значительной мери определяют структуру логистических каналов (см. также Маркетинг). II. может получать нужные ему товары непосредственно от поставщиков или через посредников (см. Коэффициент звенности товародвижения. Эффективность логистической системы).



ПРЕТЕНЗИЯ (claim) - требование кредитора должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа и т.п. В соответствии с действующим претензионным порядком должнику сначала предъявляется П., затем, если должник в установленный срок не дал обоснованного ответа на П., спор может быть передан в суд. Действующим законодательством установлены сроки предъявления П. по договору поставки, договору перевозки и т.п., а также в розничной торговле по товарам и изделиям народного потребления (в т.ч. по тем, на которые установлен гарантийный срок). См. также Исковая давность.



ПРИБЫВШЕЕ СУДНО (arrived ship) - судно, прибывшее к предусмотренному чартером месту погрузки или выгрузки, подавшее нотис и во всех отношениях готовое к произ-ву грузовых операций. Если в чартере указан определенный порт, то судно считается П., как только достигнет его и во всех отношениях будет готово к произ-ву грузовых работ. Под портом здесь понимается та часть его, где обычно производятся погрузочно-разгрузочные операции или где судно в нормальных условиях ожидает причала. Если же судно в соответствии с условиями чартера должно следовать к определенному причалу или доку, оно считается П. только с момента ошвартовки в указанном месте, при условии его полной готовности к грузовым работам. В связи с тем что постановке судна к причалу либо входу его в док или порт могут препятствовать не зависящие от судовладельца обстоятельства, не могущие быть преодоленными им с помощью разумных средств, в чартерах обычно при указании места назначения делается оговорка "или так близко к нему, как судно может подойти, оставаясь в безопасности всегда на плаву...". К событиям, могущим помешать судну достигнуть обусловленного в чартере места назначения, относятся, в частности, ледовая обстановка, приливно-отливные явления, блокада, скопление судов. При наличии подобных препятствий судовладельцу предоставляется право выбора места подачи судна, по достижении которого оно считается П. Понятие II.с. связано с необходимостью определения момента начала отсчета сталийного времени.



ПРИБЫЛО ГРУЗОВ (frights arrived index) - показатель ст-ки перевозок грузов', характеризует конечный момент процесса перевозок и охватывает грузы, перевозка которых по эксплуатируемой сети путей сообщения в отчетном периоде завершена. Показатель П.г. включает не только грузы, выданные грузополучателям после завершения процесса перевозки, но и сданные другим перевозчикам. Основным источником для расчета показателя П.г. являются перевозочные документы. См. также Отправлено грузов, Перевезено грузов.



ПРИЧАЛ (berth) - элемент портового комплекса, представляющий собой часть береговой линии порта, оборудованный причальными устройствами для швартовки и стоянки одного судна и устройствами для перегрузочных работ или для посадки и высадки пассажиров. По расположению различают береговой и плавучий (дебаркадер) П.; по назначению - грузовой, пассажирский и грузо-пассажирский П.; по специализации - П. отправления и П. прибытия или для посадки и высадки пассажиров.



ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА (vehicle's performance) - сводный обобщающий показатель, отражающий объем работы, выполняемой трансп. средством в ед. времени (час, сутки и др.). П. автомобиля измеряется: для грузовых автомобилей - количеством тонно-километров (тонн) в среднем на 1 т грузоподъемности; для автобусов - количеством пассажиро-километров (пассажиров) в среднем на одно место вместимости. Определяется как отношение величины объема выполненной работы (тонно-километров, пассажиро-километров) к величине соответственно автотонн, автобусо-мест. П. грузового вагона измеряется в эксплуатационных тонно-километрах нетто за одни вагоно-сутки. Рассчитывается как отношение величины грузооборота нетто эксплуатационного к величине рабочего парка в вагоно-сутках. Зависит от нагрузки вагона, коэф. порожнего пробега грузовых вагонов, скорости движения поездов, рейса вагонов груженых, простоев на станциях под грузовыми и трансп. операциями. П. локомотива - объем работы, приходящийся в среднем на один локомотив эксплуатируемого парка в сутки. Определяется делением величины грузооборота брутто на величину эксплуатируемого парка в локомотиво-сутках за отчетный период. Зависит от массы поезда брутто, скорости движения локомотива средней, средней продолжительности простоев на станциях оборота, приписки и смены локомотивных бригад, длины участков обращения локомотива. П. морского судна - объем работы морского грузового судна в ед. времени; измеряется количеством тонно-миль, приходящихся на 1 т грузоподъемности в среднем в сутки. Определяется как отношение грузооборота в тонно-милях к величине времени нахождения в эксплуатации в тоннаже-сутках. Зависит от грузоподъемности, времени и пробега судна. П. речного судна - объем работы, приходящейся на 1 судно в ед. времени, определяет, сколько тонно-километров (пассажиро-километров) за сутки эксплуатации или хода с грузом (пассажирами) приходится на ед. грузоподъемности, 1 кВт мощности или 1 пассажирское место. Рассчитывается как отношение общего кол-ва выполненных тонно-километров к общему кол-ву тоннаже-суток на перевозках. П. транспортного самолета (вертолета) измеряется кол-вом тонно-километров загрузки самолета коммерческой в среднем на 1 самолет (вертолет). Определяется как отношение выполненного грузооборота коммерческой загрузки в тонно-километрах к среднему списочному числу транспортных самолетов (вертолетов). Зависит от степени использования вместимости (грузоподъемности) самолетов (вертолетов), расстояния и времени их полетов.



ПРОКАТ (leasing) - форма обеспечения потребностей пр-тий, науч.-исследовательских и др. орг-ции в техн. средствах путем выдачи их в аренду. Осуществляется на основе договоров между выдающими и получающими техн. средства пр-тиями и орг-циями, в которых указываются сроки, размеры и порядок возмещения расходов по орг-ции проката, ответственность за сохранность полученных средств и за соблюдение договора, порядок получения и возврата, технического обслуживание* и др. условия. См. также Лизинг.



ПРОСТОЙ ВАГОНОВ (terminal time; load/unload time) - затраты времени вагонами на станциях под грузовыми и техн. операциями, определяется на основе непосредственного учета по вагонам рабочего парка в целом и отдельно по цистернам и вагонам рефрижераторных поездов и секций, а также по категориям простоя: транзитный (без переработки и с переработкой) и под грузовыми операциями. К транзитному П. без переработки относится время нахождения на станции вагонов, с которыми на участках или сортировочных станциях не проводится маневровая работа. К транзитному П. с переработкой относится время нахождения вагонов на станции, прибывающих в подлежащих расформированию поездах; вагонов и групп вагонов, с которыми на станции проводится маневровая работа, и т.п. К грузовому П. относится время нахождения на станции вагонов, с которыми производится погрузка, разгрузка, сортировка мелких отправок и т.п. Учет П. в. может вестись номерным способом (вагонооборот - до 50 вагонов в сутки) и безномерным (вагонооборот - свыше 50 вагонов в сутки). См. также Бюджет времени.



ПУТЕВОЙ ЖУРНАЛ () - см. Перевозочные документы



ПУТЕВОЙ ЛИСТ () - см. Перевозочные документы



|А |Б |В |Г |Д |Е |Ж |З |И |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Э |Ю |Я |


Источник информации: http://www.pointers.ru
Примеры расчетовПримеры расчетов
База данных транспортных средствБаза данных транспортных средств
Оптимальная загрузкаPacker3d Онлайн Сервис
СкачатьСкачать
Купить
Заказать расчет Плана Загрузки
PrintКарта сайта

Логин

Пароль

Забыли пароль?|Регистрация

Тел.: +7 926 520 6171

All rights reserved. 2003-2015