Главная

Словарь логиста: С


|А |Б |В |Г |Д |Е |Ж |З |И |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Э |Ю |Я |

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ (self-financing) - система хозяйствования, при которой все затраты на осуществление простого и расширенного воспроиз-ва пр-тий обеспечивается из собственных источников. В условиях С. затраты на производственное и непроизводственное стр-во, оплату труда и др. потребности покрываются за счет заработанных пр-тием средств. Техн. перевооружение, реконструкция и расширение действующих пр-тий финансируются за счет фонда развития произ-ва, науки и техники, мобилизации внутр. ресурсов. При недостаточности этих средств пр-тия пользуются долгосрочным кредитом, погашаемым также за счет средств этого фонда.



САНКЦИИ (sanctions) - меры имущественного воздействия, призванные обеспечить надлежащее выполнение договорных обязательств. Основные виды С. - возмещение убытков, уплата неустойки (в форме штрафа или пени). Применяются и оперативные С. (отказ от акцепта платежного требования, задержка выдачи груза перевозчиком до полной уплаты причитающихся ему провозных платежей и т.д.). Круг и условия применения С. оперативных могут быть оговорены в договоре поставки, договоре морской перевозки и т.п.



СВЕРХУРОЧНЫЕ (overtime) - 1) работы сверх установленной продолжительности рабочего времени; допускаются в исключительных случаях (выполнение аварийного ремонта, ликвидация последствий простоя производства, оформление перевозочных документов и др.). Предельное кол-во часов С. определяется действующим законодательством; 2) в морском праве - сверхурочное время произ-ва погрузочно-разгрузочных работ на судне. Как правило, в чартерах обусловливается оплата С. стороной, их заказавшей. Однако во всех случаях судовладелец предоставляет бесплатно все необходимые судовые средства и лебедчиков. Фрахтователи обычно заказывают С. в тех случаях, когда они не укладываются в сталийное время и им угрожает демередж, либо желая получить предусмотренный чартером диспач. Судовладельцы чаще всего заказывают С. в тех случаях, когда окончание погрузки или выгрузки судна совпадает с субботними или предпраздничными днями. Применение С. часто связано также с необходимостью воспользоваться полной водой, отправить судно в рейс по расписанию, избежать его вмерзания в лед и т.п. В некоторых портах является обязательной обработка судов в сверхурочное время по требованию портовой администрации. При этом невыполнение такого требования влечет за собой определенные санкции. Расходы на С. в этом случае обычно делятся поровну между судовладельцем и фрахтователем.



СВОДНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ (aggregate specification) - документ, применявшийся в командной экономике при планировании материально-технического обеспечения на этапе специфицирования фондов. С.с. составлялась на основе спецификаций и заказов потребителей и направлялась фондодержателем органу, выдавшему наряды (до их выдачи) с указанием ассортимента продукции в пределах фонда.



СВОБОДНО В ВАГОНЕ (НА ПЛАТФОРМЕ), ФОР, ФОТ (I OR/FOT-free on rail/truck) - базисные условия поставки, согласно которым доставка товара продавцом к месту погрузки на ж.-д. транспорт производится за свой счет. Риски страховые переходят на покупателя после погрузки товара в вагон или на платформу. Покупатель оплачивает перевозку



СВОДНАЯ ЗАГРУЗОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ (loadsheet) - основной полетный документ, служащий для подсчета загрузки самолета коммерческой и составления телеграммы о загрузке рейса. С.з.в. содержит данные о массе грузов, багажа, пассажиров, почты; о разбивке коммерческой загрузки по пунктам назначения, классам обслуживания; о багажно-грузовых отсеках, куда помещены грузы и багаж, и т.д.



СДАЧА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (finished goods transfer from workshop to warehouse) - процесс передачи произведенной продукции из произ-ва на склад готовой продукции; оформляется актами приема-сдачи, в которых указываются наименование и шифр изделий, ед. их измерения, кол-во и др. Наряду с разовыми актами применяются также накопительные ведомости, которые выписываются на каждое наименование продукции. В накопительной ведомости отражаются все операции по сдаче продукции за месяц. Это облегчает контроль за выпуском изделий, сокращает кол-во первичных документов.



СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК (carrier cost) - выраженная в ден. форме величина расходов эксплуатационных трансп. пр-тия, приходящихся в среднем на ед. продукции транспорта. На ж.-д., речном, морском и воздушном транспорте определяется как отношение величины эксплуатационных расходов трансп. пр-тия к величине приведенной продукции (см. Продукция транспорта). Показатель С.п. определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 10 тонно-километров грузооборота (см. Грузооборот транспорта), себестоимость пассажирских перевозок - как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 10 пассажиро-километров пассажирооборота. На автомобильном транспорте С.п. определяется для отдельных видов трансп. работы, за ед. которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, - 10 тонно-километров, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, - 10 автомобиле-часов, по пассажирским автобусным перевозкам - 10 пассажиро-километров. Себестоимость перекачки ед. продукции определяется: на нефтепроводном транспорте - 10 тонно-километров и 10 тонн перекачанного нефтегруза, на газопроводном - 10 тыс. м3 газа. С.п. может быть снижена за счет устранения перевозок грузов нерациональных, уменьшения коэф. порожнего пробега подвижного состава, увеличения коэф. использования грузоподъемности подвижного состава, внедрения прогрессивных норм погрузки-выгрузки, механизации погрузочно-разгрузочных работ; повышения эффективности материальных ресурсов, внедрения прогрессивных норм расхода горюче-смазочных материалов и т.п.



СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ (network model) - модель матем, комплекса взаимосвязанных работ, отображающая частичную упорядоченность работ во времени. С.м. может содержать также и др. характеристики (стоимость, ресурсы и т.п.), относящиеся к отдельным работам и к комплексу в целом. Наиболее распространено графическое представление на плоскости - сетевой график; возможны и другие представления C.м.



СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (network planning and control methods) - 1) методы, использующие сетевую модель как основную форму представления информации об управляемом комплексе работ. Их применяют для повышения качества разл. работ, направленных на сокращение сроков, рациональное использование ресурсов и т.п.;
2) методы, представляющие собой аппарат построения, расчета, анализа и оптимизации сетевых моделей, которые используются не только при решении достаточно сложных задач управления, но и служат основой построения спец. класса систем организационного управления, которые называются системами сетевого планирования и управления (СПУ). Система СПУ представляет собой эффективный механизм принятия решений в замкнутом контуре управления, начиная от разработки плана его реализации и до полного осуществления этого плана. См. также Критический путь.



СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ (certificate of conformity) - выданный специально уполномоченным органом документ, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная готовая продукция или услуга соответствует конкретному стандарту или др-му нормативному документу. См. также Сертификация продукции.



СЕРТИФИКАЦИЯ (certification) - деятельность по установлению и подтверждению соответствия продукции (изделий народного потребления, продукции производственно-техн. назначения и т.д.) стандартам или иным нормативным актам. Согласно законодательству ряда стран обязательной С. подлежат экологические свойства товара и его безопасность для человека. Добровольная С. направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности товара, особенно во внешн. торговле. В ряде стран созданы специальные органы, проводящие сертификационные испытания и уполномоченные выдавать сертификаты соответствия. Большое значение имеет С. и в деятельности товарных бирж: при совершении фьючерсных сделок на ряде крупнейших бирж мира предусмотрено обязательное наличие сертификата соответствия. В ряде стран (ФРГ, Финляндия и др.) сертификации подлежат также и услуги. В России с 1993 г. Госстандарт РФ вводит в действие Правила сертификации продукции с использованием заявления-декларации изготовителя на основе Системы ГОСТ Р и систем сертификации однородной продукции (автомототехника, электрооборудование и т.д.).



СЕРТИФИКАТ ОТПРАВИТЕЛЯ ПО ОПАСНЫМ/РАДИОАКТИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ (Certification for Restricted Articles/Redioactive Materials) - документ, составляемый грузоотправителем и содержащий точное химическое название груза, кол-во, способ упаковки, условия перевозки и хранения (температура воспламенения, период полураспада и т.д.). Один из экземпляров С.о.п.о./р.м. остается у перевозчика, др. следует с грузом в пункт назначения.



СИСТЕМА КАССОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ (point-of-sale system) - система обработки данных, в которой устройствами ввода данных в вычислительную систему являются специализированные устройства, воспринимающие информацию с кредитных карточек, со штриховых кодов. В С.к.т. обработка первичной информации осуществляется процессором кассового терминала; результаты первичной обработки передаются в центральную ЭВМ, где они подвергаются дальнейшей обработке и используются для корректировки файлов запасов, учета движения товаров, кредитных операций. В некоторых С.к.т. предусмотрена проверка кредитоспособности клиента.



СИСТЕМА С ДВУМЯ ФИКСИРОВАННЫМИ УРОВНЯМИ ЗАПАСОВ БЕЗ ПОСТОЯННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТИ ЗАКАЗА (order point, order-up-to level system; (s, S)system; optional replenishment system; min-max system) - система контроля за состоянием запасов, в которой уровень запаса регулируется как сверху, так и снизу. Кроме макс, верхнего уровня запаса, устанавливается и нижний уровень, определяемый точкой заказа. Однако если запас снижается до точки заказа до истечения установленного периода между заказами, то возможно размещение внеочередного заказа. В остальных случаях рассматриваемая система функционирует как система с фиксированной периодичностью заказа. Если период между заказами не фиксируется, то данная система может рассматриваться как частный случай системы с двумя фиксированными уровнями запасов без постоянной периодичности заказа.



СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАКАЗА (fixed-order-interval system; fixed cycle system; replenishment level system; periodic review, order-up-to-level system) - система контроля за состоянием запасов, в которой период между заказами является постоянной величиной (декада, месяц и т.д.). В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется размер партии поставки. В процессе функционирования этой системы запас пополняется каждый раз до уровня, не превышающего макс, запас, но с помощью разл. партий поставок, размер которых зависит от степени расходования запаса в предшествующем периоде. Рассматриваемая система наиболее эффективна, когда имеется возможность варьировать размер партии поставки, а трансп. -заготовительные расходы относительно невелики.
СИЛО-РЕЙС (power-trip) - законченный цикл работы самоходного судна от пункта отправления до пункта назначения с учетом мощности этого судна в лошадиных силах. Рассчитывается как произведение мощности судна на кол-во совершенных им рейсов.



СИСТЕМА С ФИКСИРОВАННЫМ РАЗМЕРОМ ЗАКАЗА (order quantity system; two-bin system; order point-order quantity system; (s,Q) system) - система контроля за состоянием запасов, в которой размер заказа н? пополнение запаса является постоянной величиной, а заказ на поставку продукции размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. В процессе функционирования данной системы запас пополняется на одну и ту же величину (практически равную партии поставки или оптимальной партии поставки), но интервалы поставки могут быть разл. в зависимости от расходования запаса. Рассматриваемая система часто называется "двухбункерной" (two-bin system), т.к. запас хранится как бы в двух бункерах: в первом - для удовлетворения спроса в течение периода от даты поставки до даты заказа, во втором - в течение периода от даты заказа до даты поставки (см. также Логистический цикл). С.с ф.р.з. предполагает непрерывный учет остатков (см. также Инвентаризация) для определения точки заказа.



СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИБКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ (FMS supporting systems) - совокупность взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих проектирование изделий, технол. подготовку их произ-ва, управление гибкой производственной системой при помощи ЭВМ и автомат, перемещение предметов труда и технол. оснастки. В состав СОФ ГПС входят автоматизированная трансп.-складская система, автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО), система автоматизированного контроля (САК), автоматизированная система удаления отходов, автоматизированная система управления технол. процессами (АСУ ТП), автоматизированная система науч. исследований (АСНИ), система автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированная система технол. подготовки произ-ва (АСТПП) и др.



СИЛО-СУТКИ (power-day) - ед. измерения времени пребывания самоходного судна в том или ином состоянии (в работе, простое) или в том или ином виде использования (с грузом, порожняком), выраженное с учетом мощности его главного двигателя. Используется также показатель "эффективная мощность", т.е. отнесенная к ед. времени полезная механическая работа, отдаваемая двигателем его валу.



СИСТЕМА КОНТРОЛЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (Global Positioning System, GPS) - автоматизированная глобальная спутниковая система, разработанная в США и предназначенная для определения широты и долготы точки местонахождения трансп. средства (судна, самолета, грузового автомобиля и др.), а также для управления перемещениями войск. В СКМТС используются искусственные спутники Земли (три из которых являются резервными), оснащенные атомными часами. Каждый спутник непрерывно передает в эфир сигналы времени и координаты своего местонахождения. Трансп. средство должно быть оснащено специальным приемным устройством, имеющим индикатор. Приемное устройство принимает сигналы с трех спутников одновременно, обрабатывает их и выводит координаты точки местонахождения на индикатор (погрешность СКМТС составляет 3-15 м). Общая стоимость СКМТС составила около 10 млрд.долл.



СИФ (СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ, ФРАХТ) (CIF - cost, insurance, freight) - базисные условия поставки, согласно которым продавец обязан зафрахтовать судно, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна, застраховать товар от гибели или порчи на время перевозки и оплатить страховку



СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ СРЕДНЯЯ (block speed; average speed) - среднее число км (миль), пройденное подвижным составом в ед. времени (час, сутки). Зависит от конструктивных характеристик трансп. средств, профиля пути, сопротивления движению и некоторых др. факторов. С.Д.С. автомобиля. Различают техн. и эксплуатационную скорости. Техн. - расстояние, пройденное в среднем за I ч времени в движении; определяется как отношение величины пробега автомобиля общего к величине времени автомобиля в движении; эксплуатационная - расстояние, пройденное в среднем за 1 ч в наряде, определяется как отношение величины пробега автомобилей общего к величине пробега автомобилей в наряде (см. Бюджет времени (средства транспорта). С.д.с. локомотива. Различают С.д.с. техническую и участковую. Техн. рассчитывается как отношение величины пробега линейного ко времени нахождения локомотивов на перегонах в локомотиво-часах; участковая - как отношение величины пробега линейного к затратам времени локомотивов в работе (времени нахождения локомотивов на перегонах и промежуточных станциях). С.Д.С. морского судна. Для совокупности судов определяется на ед. грузоподъемности судов как отношение величины пройденного судами расстояния в тоннаже-милях к величине затрат времени судов в тоннаже-сутках. Различают эксплуатационную и валовую скорости. Эксплуатационная скорость определяется на ед. времени судов в ходу, валовая - на ед. времени в ходу, на маневрах и швартовке. С.д.с. речного судна. Для совокупности судов исчисляется на ед. грузоподъемности грузовых или мощности пассажирских, грузопассажирских и буксирных судов как отношение соответственно величины пробега судов в тоннаже километрах/сило-километрах к величине затрат времени судов в тонна-же-сутках/сило-сутках. Различают техн. и путевую скорости. Техническая рассчитывается на ед. времени чистого хода судна; путевая - на ед. времени нахождения несамоходного судна с грузом (время хода плюс время стоянок с грузом).



СМЕШАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (inteimodal transport) - перевозка грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки одним видом транспорта др. без участия грузовладельца. Договор перевозки грузов в С.с. с грузоотправителем от имени всех перевозчиков, принимающих участие в его осуществлении, заключает первый перевозчик. Договор считается заключенным с момента приемки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и трансп. орг-ции и календарным штемпелем последней. Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или др. перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю. Условия передачи грузов с одного вида транспорта на др. в портах перевалки определяются узловым соглашением.



СНАБЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ (centralized and decentralized supplies) - формы материально-технического обеспечения пр-тий-потребителей средствами произ-ва (в командной экономике - по централизованному плану снабжения в счет выделенных лимитов (фондов) на отдельные виды продукции), в децентрализованном порядке - самозаготовки или приобретение средств произ-ва по заказам потребителей в форме оптовой торговли (см. Заготовки децентрализованные. Оптовая торговля средствами производства).



СОХРАННАЯ РАСПИСКА (warehouse receipt) - документ, выдаваемый банку хоз.органом в подтверждение принятия поступившего или оставленного на ответственное хранение груза или в случае отказа от акцепта и оплаты этого груза или оставления его до особого распоряжения на отгрузку. Выдается также в том случае, если в отношении хоз.органа банком применена санкция - запрещение распоряжения грузом до его оплаты. Хоз-ный орган берет на себя обязанность хранить груз, не допуская его расходования на собственные нужды или реализации на сторону до его оплаты или получения приказа грузоотправителя о дальнейшем направлении ФУ за.



СРОКИ ДОСТАВКИ (time of delivery) - период времени, в течение которого груз должен быть перемещен из места отправления в место назначения. С.д. на разл. видах транспорта общего пользования регулируются уставами, кодексами и др. нормативными актами. В междунар. морских перевозках С.д., как правило, не устанавливаются, однако в чартерах может быть оговорена обязанность перевозчика следовать в порт назначения со всей возможной скоростью. Нарушение этого условия влечет ответственность перевозчика так же, как и при девиации. В С.д. включается также время, необходимое для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, вспомогательных операций и т.д. Груз считается доставленным морским транспортом в место назначения с момента извещения грузополучателя о готовности груза к выдаче. На железных дорогах С.д. устанавливаются с учетом времени на операции по отправлению и прибытию грузов, расстояния между станциями отправления и назначения; скорости продвижения грузов (см. Категория скорости), зависящей от категории отправки (повагонная, маршрутная, мелкая отправка); времени на доп. операции (переадресовка, перевалка) и т.д. В случае задержки груза для выполнения таможенных формальностей, ветеринарного досмотра и т.п. С.д. удлиняются на все время задержки. С.д. грузов негабаритных определяются исходя из условий перевозки, на железных дорогах при перевозках в местном сообщении определяются начальником дороги. При смешанных перевозках С.д. определяются по совокупности сроков доставки, предусмотренных нормативными актами для соответствующих видов транспорта. Груз, не выданный грузополучателю по истечении определенного срока с даты его приема к перевозке или с окончания срока доставки, считается утраченным (см. также Претензионно-исковая работа). За нарушение сроков доставки, происшедшее по вине перевозчика, последний уплачивает грузовладельцу штраф, исчисляемый, как правило, в процентах от провозной платы.



СТАЛИЙНОЕ ВРЕМЯ (daytime) - установленное договором морской перевозки время на произ-во фрахтователем погрузочно-разгрузочных работ. С.в. устанавливается обычно в виде определенного числа дней или часов либо в виде нормы погрузки-выгрузки, т.е. определенного кол-ва тонн груза, которое фрахтователь обязуется грузить или выгружать в рабочий погожий день. Иногда в чартерах вместо конкретного С.в. оговаривается, что грузоотправители обязаны подавать груз, а грузополучатели принимать его так быстро, как судно может получать или сдавать груз. В некоторые чартеры включается условие, в соответствии с которым продолжительность С.в. определяется обычаями порта. Началом исчисления С.в. является момент готовности судна к погрузке, выгрузке и вручения фрахтователю (или его агенту) нотиса о готовности. При задержке судна под грузовыми операциями сверх обусловленного С.в. судовладелец вправе взыскать с фрахтователя демередж. При досрочном окончании грузовых операций фрахтователь вправе получить диспач, если это предусмотрено в чартере. В зависимости от условий договора С.в. может исчисляться раздельно по портам погрузки и выгрузки либо суммарно.



СТАТИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (material supplies and wholesale statistics) - отрасль ст-ки, объектом исследования которой является одноименная отрасль сферы материального произ-ва, а предметом - количественная характеристика процессов распределения, обращения и потребления средств произ-ва. С.м.-т.о. характеризует ресурсы продукции производственно-техн. назначения; их распределение, реализацию и использование; обеспечение потребителей этой продукцией; выполнение договорных обязательств', формы организации А/74? и оценку их рациональности; результаты производственно-хоз. деятельности снабженческо-сбытовых орг-ций; издержки обращения; эффективность материальных ресурсов и затрат на процесс обращения средств произ-ва и резервы ее повышения и др.



СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ (freight traffic statistics) - раздел ст-ки транспорта, изучающий объем, состав и направление перевозок грузов за определенный период и в динамике. Ед. наблюдения является отправка, оформленная перевозочными документами. Система взаимосвязанных отчетных показателей характеризует перевозки в целом и по отдельным родам грузов, по видам транспорта общего пользования и его подразделениям (железная дорога, пароходство и др.) и территориям. Основные группировочные признаки: род груза, позиция перевозки, сообщений виды (плавания), категория скорости, дальность перевозок. Важнейшие показатели: отправлено грузов, прибыло грузов, перевезено грузов, грузооборот транспорта; дальность и густота перевозок средняя; средняя продолжительность доставки груза.



СТАТИСТИКА ТРАНСПОРТА (transport statistics) - отрасль ст-ки, изучающая количественную и качественную стороны явлений и процессов, происходящих при перевозке грузов и пассажиров как на отдельных видах транспорта обицего пользования, так и при взаимодействии разл. видов транспорта. С.т. подразделяется по видам транспорта (ж.-д., морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный) и включает ст-ку перевозок грузов и ст-ку перевозок пассажиров.



СТРАХОВАНИЕ (insurance) - особая система обеспечения интересов юридических или физических лиц от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата товарно-материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий одной стороной (см. Страхователь) на другую сторону (см. Страховщик) за определенное вознаграждение. Экон. сущность С. состоит в создании централизованного страхового фонда, формируемого из взносов большого числа страхователей, из которого возмещаются убытки, понесенные кем-либо из застрахованных лиц. С. делится на имущественное и личное, причем различают две его формы - обязательное и добровольное. Первое возникает в силу закона, второе - на основе соглашения между страховщиком и страхователем, т.е. на основании договора. Объектом страхования в логистических системах могут быть товарно-материальные ценности, складские помещения, трансп. средства и т.п. Напр., на морском транспорте объектом страхования может быть всякий имущественный интерес (судно, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата; прибыль, ожидаемая от груза, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и другие виды вознаграждения судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком). Наличие и содержание договора С. могут быть подтверждены исключительно письменными доказательствами. Таким доказательством является страховой полис или страховой сертификат. При заключении договора С. страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес (см. Страховая сумма). Если страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости, страховщик отвечает за убытки пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Если же страховая сумма, указанная в договоре, превышает страховую стоимость, договор является не действительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость (см. Страхование чрезмерное). Такой же порядок существует и при С. объекта одновременно у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость. В этом случае все страховщики отвечают лишь в пределах страховой стоимости объекта пропорционально страховой сумме по заключенному каждым из них договору С. За принятие на себя обязательств по возмещению убытков страховщик получает от страхователя обусловленное вознаграждение (см. Страховая премия), размер которого зависит от условий, на которых произведено С.



СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ (cargo insurance) - один из важнейших видов страхования транспортного, основные .условия которого перечислены ниже. По условию страхования "с ответственностью за все риски" подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения или гибели полной всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме военных рисков (см. Свободно от захвата и ареста), прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, а также особых свойств и специфики транспортирования груза. По договоренности сторон исключенные из объема ответственности риски могут быть застрахованы за дополнительную страховую премию. По условию "с ответственностью за частную аварию" возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате пропажи судна без вести; расходы по спасению груза и др. Применяется также условие "без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения". В отличие от предыдущего условия по данному условию возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза.



СТРАХОВАНИЕ ОТ ПРОСТОЯ ПРОИЗВОДСТВА (business interruption insurance; industrial risks insurance) - вид страхования, в соответствии с условиями которого страховщик компенсирует потери в связи с остановкой производственной деятельности страхователя. В качестве страховых случаев могут рассматриваться простои произ-ва из-за недопоставок, забастовок, поломки оборудования и др. Убытком от простоя считается упущенная производственная прибыль, дополнительные затраты по сокращению размеров убытков и текущие расходы страхователя. Время простоя, в течение которого страховщик несет ответственность, обычно находится в пределах от 3 до 24 мес. Обычно устанавливается и мин. срок простоя, по истечении которого страхователь получает право на возмещение. Общим принципом при расчете страхового возмещения является то, что оно не должно вести к обогащению страхователя. Размер утраченной прибыли рассчитывается относительно суммы выручки, не полученной в связи с простоем. Текущие расходы на произ-во возмещаются только в том случае, если бы они имели место при нормальном ходе производственного процесса. Доп. затраты могут быть связаны с введением сверхурочных работ, аварийным ремонтом, передачей части заказов другим фирмам и т.д.



СТРАХОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЕ (transport insurance) - совокупность разл. видов страхования от опасностей, возникающих на разл. путях сообщения (водных, воздушных, наземных). Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы (см.также Страхование грузов). В спец. литературе страхование трансп. первого вида может упоминаться как каско, второго - как карго. В договор С.т. может быть также включено страхование багажа, водителя, пассажира (пассажиров) и самого автотрансп. средства (в литературе этот вид комбинированного страхования известен под названием авто-комби). С.т. может проводиться как с применением франшизы, так и без нее.



СТРАХОВАНИЕ ФРАХТА (freight insurance) - один из видов страхования судовладельцев. Страховой интерес во фрахте имеет не только судовладелец, но и грузоотправитель или грузополучатель, в зависимости от того, на чьем риске страховом находится фрахт. Это обстоятельство зависит от условий оплаты фрахта, предусмотренных договором морской перевозки, и действующего законодательства. Если страховой интерес имеет перевозчик, то фрахт страхуется в том же порядке, что и судно (как правило, в качестве доп. условия). Если же в С.ф. заинтересован грузовладелец, то фрахт страхуется в том же порядке, что и груз.



СТРАХОВАНИЕ ЧАСТИЧНОЕ (partial insurance) - страхование имущества на неполную стоимость, при котором страховщик принимает на себя убытки пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.



СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ (insurance premium) - вознаграждение, выплачиваемое страхователем страховщику по договору страхования. С.п. начисляется в определенном проценте от страховой суммы, называемом ставкой премии. Размер ставки премии зависит от условий страхования.



СТРАХОВАЯ СТОИМОСТЬ (insurance value) - действительная стоимость застрахованного имущества. Порядок исчисления размера С.с. в разных странах имеет особенности, вытекающие из местного законодательства или сложившейся там страховой практики.



СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ (insurance indemnity; amount of indemnity) - сумма, уплачиваемая страховщиком страхователю в покрытие убытков последнего, явившихся следствием предусмотренного договором страхового случая.



СТРАХОВОЙ ИНТЕРЕС (insurable interest) - имущество, которое страхователь имеет в виду сохранить (напр., судно, груз) или приобрести (напр., фрахт или прибыль от продажи груза в месте назначения), либо имущественная обязанность, которой он хотел бы избежать (напр., ответственность судовладельца за несохранную перевозку груза) с помощью страхования.



СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ (insurance event; loss) - предусмотренное договором страхования и реально произошедшее событие (напр., авария автомобиля). Ненаступивший С.с., вероятность наступления которого известна, называется риском страховым. Стат. характеристика С.с. - частность (отношение числа С.с. к числу застрахованных объектов). Так как исход одного и того же (по виду) С.с. может быть разл., то в ст-ке страхования принимается в расчет не только частность, но и величина потерь от С.с., находящие свое отражение в показателе убыточности страхования.



СУДО-СУТКИ (vessel-day) - показатель, характеризующий использование судна за определенный период времени на трансп. работе по перевозке грузов и пассажиров и связанных с ней вспомогательных работах, нетрансп. работе, а также пребывание в резерве с сокращением команды, навигационном ремонте или капитальном ремонте, нахождении на приколе со снятием команды и т.п.



СУТКИ ХОДОВЫЕ С ГРУЗОМ (vessel-day assigned to service) - показатель, характеризующий время пребывания судов в движении с грузом в цельносуточном исчислении (без учета их мощности). Из-за разл. мощности и грузоподъемности судов время их пребывания в движении с грузом определяют: по буксирным судам - в сило-сутках с составом грузовых судов или плотов, по самоходным и несамоходным судам - в тоннаже-сутках с грузом (см. Грузоподъемность подвижного состава (средства транспорта).



СХЕМЫ НОРМАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГРУЗОПОТОКОВ (rational routing schemes) - документ, определяющий, с каких железных дорог или участков на какие дороги или участки разрешено перевозить данный груз. С.н.н.г. могут быть разработаны на основе трансп. задачи; требуется найти такую корреспонденцию грузовых перевозок, чтобы издержки трансп. были мин. Имеются методики, позволяющие при составлении С.н.н.г. учитывать пропускную способность путей сообщения.



СЫРЬЕ (raw materials) - предмет труда, подлежащий дальнейшей переработке. В ст-ке изучается расход отдельных видов С. в натуральном выражении, удельный расход С. на ед. продукции. Однако чаще С. (как объект стат. исследования) изучается в составе др. ресурсов материальных, необходимых для функционирования произ-ва. Организован учет и стат. анализ С. материалов основных и материалов вспомогательных, топлива и энергии - материалоемкости продукции.



|А |Б |В |Г |Д |Е |Ж |З |И |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Э |Ю |Я |


Источник информации: http://www.pointers.ru
Примеры расчетовПримеры расчетов
База данных транспортных средствБаза данных транспортных средств
Оптимальная загрузкаPacker3d Онлайн Сервис
СкачатьСкачать
Купить
Заказать расчет Плана Загрузки
PrintКарта сайта

Логин

Пароль

Забыли пароль?|Регистрация

Тел.: +7 926 520 6171

All rights reserved. 2003-2015