Главная

Словарь логиста: В


|А |Б |В |Г |Д |Е |Ж |З |И |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Э |Ю |Я |




ВАГОННЫЙ ЛИСТ () - см. Перевозочные документы



ВАГОНО-КИЛОМЕТР (car-kilometer) - показатель, характеризующий расстояния, пройденные вагонами в составе грузовых и пассажирских поездов. Рассчитывается раздельно для грузовых и пассажирских вагонов по маршрутам машиниста локомотивов как произведение кол-ва вагонов, включенных в состав поезда, и пройденного поездом расстояния. В.-к. характеризует объем работы вагонного парка, используется для исчисления качественных показателей: дин. нагрузки (см. Нагрузка вагона), среднесуточного пробега, коэф. порожнего пробега и др. В.-к. отражает издержки ж.-д. транспорта, связанные с перевозкой грузов и пассажиров.



ВАГОНООБОРОТ (freight cars turnover) - сумма прибывших на станцию и отправленных со станции вагонов за отчетный период: местных, с которыми на данной станции производились грузовые операции, и транзитных - как проходящих, так и не проходящих переработку на станции. Ед. измерения В. - физический вагон. В. определяется по данным натурных листов поездов, в которых дается пономерной перечень вагонов в поезде. В. характеризует перерабатывающую способность станции. На основе В. устанавливается классность ж.-д. станции, нормируются расходы, связанные с производством технол. операций с вагонами, определяется способ учета простоя вагонов (номерной и безномерной).



ВАГОНО-ЧАС (freight car-hour) - ед. измерения общих затрат времени грузовых вагонов в рабочем и нерабочем парках (см. Парк подвижного состава (средства транспорта)). Определяется умножением среднесуточной величины парка вагонов на число суток в отчетном периоде и на 24 (число часов в сутках). Затраты времени вагонов на станциях под грузовыми и техн. операциями (формирование и расформирование составов поездов) определяются на основе номерного или безномерного учета, а в поездах в движении на участках рассчитываются делением пробега вагонов грузового парка на участковую скорость движения поездов.



ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (gross product of material and technical supplies) - стоимостный показатель, отражающий рост стоимости средств произ-ва в процессе их обращения, не сопровождающегося увеличением их объема. Представляет собой т.н. реализованное наложение, формируемое за счет установленных скидок и надбавок к цене реализованной ППТН и предназначенное для покрытия издержек и обеспечения прибыли пр-тиям и орг-циям МТО. В.п. рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в ценах конечного потребления и доходов спабженческо-сбытовых орг-ций и суммой стоимости продукции в оптовых цепах поставщиков и расходов по оплате продукции, транспорта и услуг связи. Величина В.п. зависит от объема и структуры реализуемой продукции, от уровня издержек обращения и др. факторов, но прежде всего от размера установленных надбавок и скидок.



ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД (variational series) - расположение значений случайной выборки (Х|,ДГ2, .... хп) с ф-цией распределения F(x) в порядке их неубывания х(1) ^ дг(2) :? ... ? JC(() ? ... ^ хп, где 1-й член вариационного ряда х/ называется 1-й порядковой ст-кой, а номер члена вариационного ряда - рангом, порядком (ст-ки).



ВАРИМАКС МЕТОД (varimax method) - один из методов вращения общих факторов (ортогонального преобразования) в факторном анализе, дающий ортогональное решение с простой структурой. Окончательная матрица факторных нагрузок получается с помощью ортогонального преобразования исходной матрицы нагрузок, приводящего к максимуму ф-ции.



ВАРРАНТ (warrant) - специальное складское свидетельство, состоящее из двух частей (складского и залогового) и фактически являющееся перевозочным документом. Право владения складированным товаром может быть передано др. держателю В. путем проставления на последнем передаточной надписи.



ВВОЗ В РЕГИОН (inbound freights of the region index) - кол-во грузов в целом и по родам, ввезенных к.-л. видом транспорта из др. регионов. Определяется как сумма всех ввезенных грузов из др. регионов или как разность между кол-вом всех ввезенных грузов и кол-вом грузов, ввезенных из своего р-на



ВВОЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (index of inbound goods and passenger traffic of the railroad) - перевозки грузов и пассажиров, станции отправления которых находятся за пределами одной железной дороги (или на одной дороге, но перевозки следуют через участки смежных дорог), а станции назначения - на данной дороге. В. грузов учитывается по моменту их прибытия и измеряется в тоннах и тонно-кило- превышений, т.е. Д = - метрах', В. пассажиров определяется по моменту продажи билетов и выражается числом пассажиров и пассажиро-километров. См. также Вывоз железной дороги.



ВВОЗ-ВЫВОЗ ПРОДУКЦИИ (inbound and outbound freights of the region index) - кол-во продукции, произведенной на территории данного региона и вывезенной из него, а также продукции, поставленной в данный регион из др. регионов.



ВЕС (МАССА) НА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ (said to weight) - оговорка, вносимая судовладельцем в коносамент (см. Перевозочные документы) в случаях, когда нет возможности проверить массу погруженного на судно груза либо когда у судовладельца имеются основания полагать, что масса принятого груза определена неточно. В последнем случае капитан судна, кроме внесения в коносамент указанной оговорки, должен также заявить грузоотправителю письменный протест.



ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ (substitute goods; interchangeable commodities) - товары, которые служат однородным целям и различие между которыми для данного потребителя и в данной ситуации не имеет существенного значения. Реальные связи между спросом на взаимозаменяемые товары и их предложением выражаются с помощью перекрестного коэф. эластичности. Этот коэф. показывает изменение спроса на данный товар при изменении цены на др. товар при условии, что остальные цены и доходы покупателей остаются неизменными. Если перекрестный коэф. эластичности равен нулю, то товары не являются взаимозаменяемыми. См. также Замена материалов.



ВИДЕОТЕКС (videotex) - система доступа к автоматизированным базам данных на основе использования телефонных каналов, бытовых телевизионных приемников и клавиатуры. Эти устройства в сочетании позволяют создавать локальные терминалы, или абонентские пункты, имеющие доступ к коммерческим автоматизированным базам данных как по физическим каналам связи, так и посредством искусственных спутников земли. Системы этого типа широко распространены в Великобритании, Франции, США и др. странах. С их помощью пользователь может оперативно получать на экране терминала разл. справки, напр., расписание движения разл. видов транспорта общего пользования, о тарифах, о иенах на разл. товары и др.



ВМЕСТИМОСТЬ МОРСКОГО СУДНА РЕГИСТРОВАЯ (capacity of vessel) - объем всех помещений судна; измеряется регистровой тонной, равной 2,83 м3. Вместимость может быть валовой, или полной (брутто), подпалубной и чистой (нетто). Валовая (полная) В.р. - объем, полученный в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок; подпалубная В.р. - объем всех помещений до верхней палубы у однопалубных и двухпалубных судов или до второй палубы снизу у судов, имеющих более двух непрерывных палуб; чистая (нетто) В.р. - объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. См. также Грузоподъемность подвижного состава. Грузовместимость.



ВМЕСТИМОСТЬ СКЛАДА () - см. Показатели работы склада



ВНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (non-operating period) - часть бюджета времени морских и речных трансп. судов, выраженная в судо-сутках или тоннаже-сутках. В.п. на речном транспорте - время от момента появления льда на реках, т.е. закрытия навигации в осенний период, до очищения реки ото льда, т.е. открытия след, навигации; в течение этого времени трансп. суда могут находиться на доковании в резерве без команды, капитальном ремонте, ожидании зимнего ремонта при долгосрочной постановке на отстой. В.п. на морском транспорте - время, в течение которого суда находятся в подготовке к ремонту, в ремонте, отстое и консервации. См. также Эксплуатационный период.



ВНУТРЕННИЕ ПОРОКИ (inherent vice) - присущие застрахованному или перевозимому грузу свойства, могущие привести к его порче или гибели (взрывоопас-ность, самовозгораемость и т.п.).



ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ ОТПУСК (inwards shipment) - отпуск товаров со складов одной снабженческо-сбытовой орг-ции др. в пределах одной системы снабжения. Понятие B.C. широко применялось в рамках командной экономики. В.о. допускался только в экономически обоснованных границах в пределах плана, так как он был связан с доп. расходами, вызываемыми излишними перевалками грузов, увеличением сроков доставки грузов непосредственным потребителям.



ВРЕМЕННОЙ РЯД (time series) - совокупность наблюдений, выполненных в хронологическом порядке и, как правило, через равные промежутки времени. Для анализа В.р. применяются метод скользящих средних, позволяющий обнаружить лежащие в основе изменений тренды', модели авторегрессии - скользящего среднего и др.



ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ПОСТАВОК СРЕДНЕЕ (average delay per delivery) - показатель, характеризующий превышение времени поставок товаров и поставок средств произ-ва (в днях) по сравнению с нормативными (расчетными) интервалами поставок. В.з.п.с. определяется как средняя арифметическая путем деления суммы длительностей превышений нормативных интервалов поставок на кол-во Д/, где Д/ - длительность превышения по 1-й поставке; п - кол-во поставок, по которым имелся факт отклонения. Данный показатель может применяться для оценки эффективности МТО, при выборе и оценивании поставщика, при определении эффективности логистической системы. См. также Ритмичность (равномерность) поставок товаров.



ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ (goods turnover time) - показатель товара-оборачиваемости', продолжительность периода (в днях), в течение которого товары находятся в сфере обращения (или в отдельном торговом пр-тии). В.о.т. определяется делением средних запасов товарных Z на однодневный товарооборот (O:t) 2 В = -^ t. Для торговой системы В.о.т. следует рассчитывать по методу чистого обо- рота, исключая внутрисистемный товарооборот. В.о.т. - показатель, обратный скорости товарооборота: В = -, где t - число дней в периоде. Уменьшение В.о.т. позволяет более эффективно использовать оборотные средства торговли, экономит издержки обращения.



ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЖИДАНИЯ (waiting time; queuing time) - время от момента возникновения требования в массового обслуживания системе до момента начала обслуживания этого требования. Представляет собой случайную величину, распределение вероятностей которой зависит от номера требования. В приоритетных системах массового обслуживания играет важную роль распределение В.о. требований каждого приоритетного типа в отдельности.



ВРЕМЯ ОЧЕРЕДИ (turn time) - время ожидания постановки к причалу с момента прибытия судна до момента получения указания следовать к нему. В тех случаях, когда чартер содержит условие "в порядке очереди" (in regular turn), B.o. не засчитывается в сталийное время. Если же в чартере указано "без очереди" (free of turn), то счет сталийного времени начинается с момента прибытия судна и подачи нотиса о готовности судна к погрузке, выгрузке. Если к моменту получения указания о постановке к причалу судно окажется не готовым к осуществлению грузовых операций, оно теряет очередь. Фрахтователь обычно за это не отвечает.



ВСЕГДА НА ПЛАВУ (always afloat) - условие чартера, в соответствии с которым фрахтователь обязан предоставить судну такое место для погрузки (выгрузки), где оно могло бы стоять, всегда имея под килем достаточный запас воды. Нарушение этого условия влечет ответственность фрахтователя за причиненный судну ущерб, если он возник в результате касания судном грунта. В некоторых приливных портах с мягким фунтом допускается посадка мелких судов на грунт во время отлива. При фрахтовании судов на такие порты в чартерах применяется оговорка "не всегда на плаву, но безопасно на грунте" (not always afloat, but safe aground), которая также влечет ответственность фрахтователя за повреждения судна при его посадке на фунт.



ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ (countertrade; trade-in) - 1) финансирование части закупки за счет выручки от реализации на том же рынке продукции с помощью продавца. При этом участие продавца в такой реализации может быть прямым (продавец сам закупает товары покупателя) или косвенным (продавец на определенных условиях обеспечивает приобретение товаров третьим лицом). В процессе осуществления встречных сделок возникают противоположные по направлению материальные потоки', 2) продажа потребителю нового товара с одновременной покупкой у него одноименного старого товара. При этом стоимость старого товара вычитается из цены нового. См. также Бартерные сделки.



ВЫБОР И ОЦЕНИВАНИЕ ПОСТАВЩИКА (choice and evaluation of supplier; sourcing; vendor selection and appraisal) - поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.; оценивание поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в требуемые сроки, по приемлемой цене и др. критериев, проводимое как на стадии поиска, так и в процессе работы с уже отобранным поставщиком. Если фирма решила, что производить к.-л. комплектующее изделие собственными силами нецелесообразно (см. Задача MOB), то поиск поставщика производится путем объявления конкурса, изучения соответствующих фирменных каталогов (см., напр., Томасовский регистр американских пром. фирм), анализа рекламных объявлений в печати, посещения выставок, ярмарок и т.п. В результате формируется перечень потенциальных поставщиков, по которому ведется дальнейшая работа. Критерии отбора могут быть разл. (обычно их два-три, но в отдельных случаях их может быть более 60) в разл. отраслях экономики, однако независимо от специфики отрасли важнейшими являются след, критерии: 1) качество поставляемой продукции; 2) надежность снабжения, понимаемая обычно как соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортиментное и количественное соответствие условиям договора поставки; 3) приемлемая цена. К др. критериям относятся удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения текущих и экстренных заказов (см. Логистический цикл), наличие резервных мощностей у поставщика, орг-ция управления качеством продукции у поставщика, психологический климат в трудовом коллективе поставщика (риск забастовок - см. Форс-мажор), способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования (для машиностроительной продукции), кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др. В целях повышения объективности оценки потенциального поставщика фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, одна из ф-ций которых - подготовка справок о поставщиках, в т.ч. с использованием неформальных каналов (в США, напр., такие услуги предоставляет фирма Dun & Bradstreet). В этих справках дается, в частности, оценка финансового положения поставщика по след, показателям: отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств (acid test ratio), отношение объема продаж к дебиторской задолженности (sales-receivable ratio); отношение чистой прибыли к объему продаж (net profit-sales ratio); движение ден. наличности (cash flow); оборачиваемость запасов (inventory turnover ratio) и др. По условиям заказа такая справка предназначена для использования исключительно заказчиком и не подлежит передаче пр. фирмам. При решении задачи выбора и оценивания поставщика используются методы операций исследования. Окончательный выбор поставщика является в той или иной степени волевым актом принимающего решение лица. Для решения задачи выбора поставщика и оценивания качества его работы применяются автоматизированные системы (напр., IBM Computerized Vendor Selection System), возможно также применение экспертных систем. Фирмы, работающие по Канбан системе, обычно пользуются услугами поставщика основного ("одно комплектующее изделие - один поставщик"), западноевропейские машиностроительные фирмы кроме основного поставщика комплектующего изделия данного вида имеют, как правило, резерв поставщиков-дублеров (обычно не менее 2, причем их пр-тия должны быть расположены на разных территориях). Оценивание качества работы уже отобранного поставщика проводится по итогам его деятельности за год, полугодие и т.д. с участием разл. заинтересованных подразделений фирмы - снабженческих, технол., конструкторских и др. Оценивание может проводиться, напр., по заранее разработанной шкале оценок качества работы по разл. параметрам вычислением рейтинга поставщика. Если рейтинг поставщика ниже допустимой величины, то договор поставки подлежит расторжению. См. также Транспортная задача, Сертификация продукции. Эффективность логистической системы. Прикрепление потребителей к поставщикам



ВЫБОРКА ПРОДУКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕМ (the EX WORKS passing of property from vendor to customer) - получение покупателем (получателем) продукции, предусмотренной договором (заказом, принятым к исполнению нарядом), непосредственно на складе пр-тия-изготовителя (поставщика) и поставка ее на свой склад собственным или привлеченным транспортом (самовывоз). Порядок и сроки проведения выборки устанавливаются договором.



ВЫБРАСЫВАНИЕ ГРУЗА ЗА БОРТ (jettison) - выбрасывание части груза, произведенное намеренно с целью спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Практика В.г.з.б. известна с древнейших времен. Сведения о ней имеются в Библии (Книга прока Ионы 1, 5; Деяния апостолов 27, 18). См. также Авария.



ВЫВОЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (index of outbound freights and passenger traffic of the railroad) - перевозки грузов и пассажиров, при которых станции отправления находятся на одной железной дороге, а станции назначения - на другой. Вывоз грузов учитывается по моменту их прибытия в пункты назначения в тоннах и тонно-километрах, а вывоз пассажиров - по моменту отправления и измеряется числом пассажиров и пассажиро-километров. См. также Ввоз железной дороги.



ВЫВОЗ ИЗ РЕГИОНА (index of outbound freights of the region) - кол-во грузов (в целом и по родам), отправленных транспортом за пределы региона. См. также Ввоз в регион.



ВЫГРУЖЕНО () - см. Разгрузка



ВЫГРУЗКА () - см. Разгрузка



ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ (relation of deliveries to requested dates and quantities) - относительный показатель, характеризующий степень выполнения пр-тием договорных обязательств по поставкам продукции в установленные договорами сроки по номенклатуре и ассортименту продукции. В годы командной экономики являлся одним из важнейших показателей поставок средств произ-ва и рассчитывался как отношение планового (за период с начала года) объема продукции за вычетом стоимости продукции, недопоставленной в отчетном периоде против договоров, к плановому (на период с начала года) объему реализации продукции. Стоимость недопоставленной продукции определялась по конкретным номенклатуре и ассортименту, предусмотренным договорами на этот период, без учета перевыполнения плана поставки и др. видам продукции.



ОТПУСК ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (finished goods issue) - сдача готовой продукции трансп. орг-циям для дальнейшей отправки потребителю (получателю) О.г.п. со склада оформляется на бланке. В нем указываются необходимые реквизиты: основание на отгрузку, цена и кол-во продукции.



ВЫРАВНИВАНИЕ, СГЛАЖИВАНИЕ (smoothing) - метод исследования рядов стат. данных (см. Вариационный ряд) о социально-экон. явлениях. Заключается в нахождении расчетных (теоретических выровненных) значений их показателей (уровней) и замене ими фактических с целью выявления закономерностей развития процессов, отображаемых этими рядами. В. применяется обычно в тех случаях, когда в изменениях фактических стат. данных ряда не наблюдается никакой (или почти никакой) последовательности и закономерности, тенденции развития неясны. Применяется много способов В. в зависимости от характера изменения данных в ряду. Напр., метод скользящих средних, выравнивание аналитическое по определенной ф-ции - линейной, параболической, гиперболической и др.



|А |Б |В |Г |Д |Е |Ж |З |И |К |Л |М |Н |О |П |Р |С |Т |У |Ф |Х |Ц |Ч |Ш |Э |Ю |Я |


Источник информации: http://www.pointers.ru
Примеры расчетовПримеры расчетов
База данных транспортных средствБаза данных транспортных средств
Оптимальная загрузкаPacker3d Онлайн Сервис
СкачатьСкачать
Купить
Заказать расчет Плана Загрузки
PrintКарта сайта

Логин

Пароль

Забыли пароль?|Регистрация

Тел.: +7 926 520 6171

All rights reserved. 2003-2015